Стрельниковы

генеалогическое обозрение
Антипин Ю.

Стрельниковы из Стрельникова

Семь лет назад я случайно увидел в интернете рекламу сайта генеалогической социальной сети и решил попробовать составить там своё древо. «Вдруг с кем-то будет совпадение?!» – подумал я тогда, наивно полагая, что всю работу уже кто-то проделал.

Со стороны своего отца в этот же день удалось найти всех братьев и сестёр деда и бабушки: они были в списках репрессированных. Но дальше прадедов по отцовской линии продвинуться так и не получилось.

По материнской линии тогда тоже было мало сведений: бабушка с дедушкой были в разводе, и мама про своего отца практически ничего не знала. Про бабушку было известно: где она родилась и как звали её родителей. На период моего увлечения генеалогией бабушки уже не было в живых, но была жива её двоюродная сестра – баба Женя, которая мне всё рассказала. У неё была феноменальная память: в свои 85 лет она помнила всех родственников, их детей и даже внуков. Звучали фамилии: Мотин, Стрельников, Демакин, – однако я не представлял, какое они имеют ко мне отношение.

Евдокия Евлампиевна Абрамова (Стрельникова), её дочери с мужьями и внуки (баба Женя – девочка в первом ряду справа)

Евдокия Евлампиевна Абрамова (Стрельникова), её дочери с мужьями и внуки (баба Женя – девочка в первом ряду справа)

Запись о переселении в журнале заседаний Самарской казённой палаты (ЦГАСО ф.150, оп.5, д.41)

Запись о переселении в журнале заседаний Самарской казённой палаты (ЦГАСО ф.150, оп.5, д.41)

Однажды я приехал к бабе Жене домой и расспросил обо всех родственниках. Нашлась и фотография, на которой мои Стрельниковы: Евдокия Евлампиевна Абрамова (Стрельникова), её дочери с мужьями и внуки. Все три сына, в том числе мой прадед Иван Иванович Абрамов, погибли на войне.

Отец Евдокии – Евлампий Маркеллов Стрельников родился в Новокувакской слободе Бугульминского уезда в 1865 году. Это современное село Новый Кувак в Самарской области.

Ревизская сказка 1858 г. с. Добрина Староверского приказа Бугульминского уезда Самарской губернии

Ревизская сказка 1858 г. с. Добрина Староверского приказа Бугульминского уезда Самарской губернии

Ревизская сказка 1858 г. с. Добрина Староверского приказа Бугульминского уезда Самарской губернии

Ревизская сказка 1858 г. с. Добрина Староверского приказа Бугульминского уезда Самарской губернии

Новый Кувак и Добрино на старой и современной картах

Новый Кувак и Добрино на старой и современной картах

Его отца и дядю, Маркелла и Максима Платоновых Стрельниковых, причислили в 1860 году из кантонистов села Добрина (Русское Добрино в Самарской области) в государственные крестьяне Новокувакской слободы. Практически до конца XIX века Стрельниковы в Новом Куваке были бесфамильными. После того, как у крестьян начали записывать фамилии в метриках, детей Максима Платонова Стрельникова в первое время записывали с фамилией Добрин.

Сложнее всего было искать переселения, в метрических книгах не было никаких намёков на их предыдущее место жительства. Через пару лет поисков была найдена запись о переселении в журнале заседаний Самарской казённой палаты (ЦГАСО ф.150, оп.5, д. 41). В Добрино, которое в те времена называлось деревней Доброй, Стрельниковы поселились в 1795 году, а до этого они жили в сельце Стрельниково Темниковской округи Тамбовского наместничества.

И совсем недавно в фондах Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА ф.350, оп.2, д. 3566) в ревизской сказке по деревне Стрельниковой были обнаружены две отдельных страницы с описанием состава семьи Ивана Иванова вдовца 46 лет с сыновьями Лукьяном, Николаем и Афанасием (двое последних как раз были переведены в Добрую). На фотокопии ревизской сказки 1763 года указано, что семья переведена в деревню Стрельникову из села Проказны Темниковского уезда (позднее село вошло в состав Краснослободского уезда – показано на карте 1800 года ниже).

Ревизская сказка 1763 г. д. Стрельниково Темниковского уезда с упоминанием места выхода – с. Проказна (совр. Рощино)

Ревизская сказка 1763 г. д. Стрельниково Темниковского уезда с упоминанием места выхода – с. Проказна (совр. Рощино)

Ревизская сказка 1795 г. д. Добрая Бугульминского уезда Уфимского наместничества

Ревизская сказка 1795 г. д. Добрая Бугульминского уезда Уфимского наместничества

Карта Краснослободского уезда 1800 г. с указанием села Проказна

Карта Краснослободского уезда 1800 г. с указанием села Проказна

Важным итогом исследования родословия Стрельниковых по архивным документам стал вывод о том, что фамилию Стрельниковых дворцовые крестьяне получили по месту жительства в сельце Стрельниково, которое впервые упоминается в Приправочном списке с Дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда Ивана Усова и Ильи Дубровского 1614 года с перечнем крестьянских дворов (без указаний фамилий – РГАДА. ф.1209, оп.1, кн.1143).

***

Характер исследований существенно изменился с начала 2022 года после того, как Герман Стрельников предложил мне сделать ДНК-тест и посмотреть, есть ли совпадения с другими Стрельниковыми. В первое время интересных совпадений не было, и через пару месяцев я решил, что надо потихоньку делать тесты всем родственникам.

Начал с двоюродной бабушки – младшей сестры бабушки по маме. Выбор на неё пал в первую очередь из-за преклонного возраста. Кроме того, к этому моменту на FTDNA у меня появилось совпадение со Светланой Стрельниковой, и мне захотелось проверить, реально ли мы с ней родственники или совпадение ложное.
В течение недели после того, как были получены результаты бабушки, я смог документально подтвердить родство с двумя совпаденцами в Genotek. У обоих были предки в Новом Куваке: Михаил оказался моим четвероюродным дядей, а Анастасия – одновременно пяти-шести-семиюродной сестрой по разным веткам, кроме того, друг другу они тоже приходились родственниками.

Следующим тест сделал отец. Как уже писал ранее, с его стороны у меня возник тупик: там были старообрядцы, белорусы и латыши, переселившиеся на Южный Урал в конце XIX века. Если по белорусам и латышам я хотя бы примерно знал места, откуда они переселились, то по прямой мужской линии не получалось продвинуться дальше 1916 года. Самым ранним найденным документом была справка из госпиталя о ранении брата прадеда.

Тест отца был сделан в Genotek, а результаты были загружены в FTDNA. После обработки данных выявилось совпадение с женщиной с русским именем и башкирской фамилией: целых 64 cM, при этом моё совпадение с ней составляло всего 20 cM. Нашёл её номер телефона по указанному адресу электронной почты, связался. Связавшись через указанные контакты, удалось выяснить, что её отец родом из Иглинского района Башкирии, а из перечисленных мной четырёх фамилий, одна оказалась её девичьей.
В Уфе живёт исследователь этой фамилии Анатолий, с которым я давно знаком. Позвонил ему, рассказал. Он долго молчал, а затем воскликнул: «Светка что ли?! Как не знать, знаю. Племянница моя двоюродная. Так у неё ж отец живой, ему 91 год, живёт в Якутске, с 1974 года с ней не видался. В прошлом году приезжал в Уфу на поиски, две недели мы с ним Свету искали, не нашли».
На следующий день после звонка Анатолий познакомил меня со своим родственником Глебом и его женой Татьяной. Они так же занимаются генеалогическими изысканиями, нанимали частного специалиста в Гродно и уже исследовали нашу общую белорусскую ветку. Выяснилось, что Глеб приходится мне пятиюродным братом, а Светлана – четвероюродной сестрой отцу. После этого моё родословное древо выросло на три поколения.

Через некоторое время у отца в Genotek выявилась новая совпаденка Анна. Её отец живёт в Уфе, а дедушка и бабушка родом из соседних сёл Бирского района. Помогая Анне составить древо до 6 ревизии, я обратил внимание на фамилии, которые встречались в ревизиях и метрических книгах: все эти фамилии были в деревне, где жил мой прадед Антипин в 1917 году. Несколько раз в восприемниках значились Антипины – крестьяне села Государственные Дуванеи, и я решил просмотреть документы по этому селу. Моему удивлению не было предела, когда была найдена запись о рождении дочери у деда моего прадеда Наума Михайлова Антипина. Во-первых, я не знал и долгое время не мог найти место, откуда предки переселились в Уфимский уезд, а во-вторых, по семейной легенде они были старообрядцами, записей о них не должно было быть в православных метриках.

Считаю, что тесты ДНК – незаменимые помощники исследователей. Помимо обнаружения родственников-единомышленников, они помогают понять: не ушёл ли ты по неправильной ветке, всех ли предков ты нашёл правильно, не было ли внебрачных детей. Тест бабушки позволил составить родословные древа моим родственникам, а тест отца – существенно продвинуться в тупиковых ветвях самому. На трёх тестах я останавливаться не собираюсь – на момент написания статьи уже заказаны тесты для супруги и сестры отца.
Юрий Антипин,
22 ноября 2022 г., Екатеринбург

Опубликовано 22.11.2022 г.
v2.4.2017-20211227 by 1375