Воронежские Стрельниковы: из Ельца в Сланское
Начало: «Воронежские Стрельниковы: предыстория»
После распада Золотой Орды, ослабления Ногайской Орды и Крымского ханства, Русское государство расправляло свои границы на юго-восток в Дикое поле. Упоминания о носителях фамилии Стрельников этого периода мы находим в городах восстановленных (Путивль, Елец, Ливны), основанных (Шацк, Свияжск) во 2-й пол. XVI – нач. XVII вв. или по проходившим смотрам войск (Муром, Коломна, Кромы).
Новик Обрамко Офонасьев
Служилые люди Московского царства с 1630-х гг. активно прибывали в Лебедянь, где им полагалось государственное довольствие и значительные наделы земли. Основными источниками информации о первых Стрельниковых на территории Лебедянской округи являются переписи служилых людей («оклеенные столбцы по Ряжску», «столбцы Белгородского стола» и т. д.), а также документы о наделении землёй и подтверждении прав собственности на имения, прошения имущественного характера. Оригиналы последних зачастую не сохранились, однако остались их подробные реестры, составленные во времена правления Екатерины II и более поздние периоды.
Из этих архивных материалов и было выявлено семейство искомого нами рода, а также имя пращура – Афанасия Стрельникова.
Как можно видеть из документов, Абрам Афанасьев Стрельников переехал в Лебедянь до 1635 г. В переписи 1635 г. его ещё именуют «ельчанин» (в 1638 г. он значится как «лебедянец»), что подтверждает его недавнее прибытие на новое место. А в Списке елецких детей боярских [РГАДА ф.210, о.9, д.1095, лл.114-185], составленном после июля 1640 г. (не позднее марта 1641 г.) указан «сын боярский городовой» Обрам Офонасьев сын Стрельников, про которого сказано, что он «новик 142 году [1634 г.] из салдат». Таким образом, фактически сразу после «поверстания в дети боярские» Абрам Афанасьевич Стрельников прибыл в Лебедянь, чем объясняется отсутствие его имени в более ранних аналогичных списках по Ельцу.
В 1635-40 гг. служилым выделяются крупные земельные участки в пустоши Дикого поля Лебедянской округи. Абрам Стрельников был в числе первых, кто получил в 1640 г. имения за Слонским лесом размером по 50 четей (≈ 27 га).
В книге В. Ф. Малюкова «Страницы истории села Сланского» сказано, что в 1642-43 гг. «по челобитию» [просьбе] был произведен «сыск» [поиск] на «диком поле» за Слонским лесом «от горелого дуба вниз по гнилому буераку к реке Сквирня, за реку за Сквирню проезжею стежкою, что езживали сторожи на данковской дороги, а с другую сторону того урочища по Анкидинову дачу Сысоева и до Сквирни до Данковской же дороги…»
В поместную дачу Абрам Стрельников получил 50 четвертей в поле, «а за пятьдесят четвертьми того дикого поля осталась не мерена в тех урочищах четвертей на тысячу на шестьсот и больши».
Около 1643 г. к нему приезжает брат – Мартын Афанасьев сын Стрельников и, вероятно, двоюродный брат – Иван Автомонов сын Стрельников. Возможно, Афанасий и Автомон, являясь до 1635 г. «ельчанами», не оставили следов в делопроизводстве той эпохи. В 1644-45 гг. им всем выделяются новые поместья «за Слонским лесом».
В 1644 г. были пожалованы 1600 четвертей в поместные дачи по 20-50 четей (≈ 11-27 га) на человека большой группе служилых людей: «…на пашню в тех урочищах сверх Абрамова прежнего челобитья Стрельникова: тридцати человек тысячу пятьсот чети (по пятьдесят мети на человека); семи человекам – сто семьдесят пять чети (по двадцати по пяти дети человеку); обаево – и с прежнею Оврамовою дачею Стрельникова – тридцати семи человекам вымеряли тысячу шестьсот семьдесят пять чети в поле». Были переписаны «присады, и урочища, и под огороды, и на подгуменки места, а присады того дикого поля помещикам – под Слонским лесом, где они меж себя излюбят в своих дачах».
Абрам Стрельников, хотя уже имел большие поместья за Сквиренским и за Слонским лесами, в 1646 г. сохранял за собой еще и бобыльский двор (хозяйство без земельного участка) в Лебедяни.
По переписной книге 1646 г. следует: «…за Лебедянцы детьми боярскими [37 человек] в поместье по жеребьям, деревня Долгая под Слонским лесом поселились внове».
После этого формирование имений Стрельниковых в основном было завершено. Хотя прошения Стрельниковых о наделении дополнительными земельными наделами продолжались и дальше.
Вероятно, Абрам Афанасьевич Стрельников умер около 1675 г., не оставив наследников, поскольку после указанной даты в отказных книгах не встречается ни он сам, ни его сыновья с отчеством «Абрамовичи». Скорее всего, многочисленные земельные участки Абрама Афанасьевича Стрельникова после его смерти вернулись в казну из-за отсутствия наследников.
Деревня Долгая – село Сланское
Основанное в 1640-44 гг. группой служилых людей, в числе которых были Стрельниковы, поселение сменило несколько названий и прежде именовалось деревней Долгой. Долгая стала селом Слонским между 1646-57 гг.: в отказной книге 1657 г. упоминается «села Слонскова помещик Абрам Афанасьев сын Стрельников». Позже «Слонское» встречается в других отказных и отдельных книгах. Название села пошло от Сло(а)нского леса, рядом с которым добывали сланец – легкообрабатываемый камень, который применялся для строительства жилья.
Впервые «село Сланское» с деревянной (ок. 1650 г. п.) церковью Сергия Радонежского упоминается в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. В 1867 г. отстроили каменный храм св. Сергия Радонежского. На то время на 2 тыс. селян было 300 дворов, мельницы, маслобойки и кузницы, крупорушки, трактир и две лавки. Держали скот. Кроме огородов разбивали и сады. В свободное от полевых работ время, занимались добычей камня. Кроме плотнического дела, развито было и ремесло каменщиков. До 1918 г. село входило в состав Сезеновской волости Лебедянского уезда Тамбовской губернии, теперь – Октябрьского сельсовета Лев-Толстовского района Липецкой области.
Бориса да Евсея дети
Одними из первых новорожденных жителей Сланского, стали внуки Мартына Афанасьевича, дети Евсея – Арефий (ок. 1660 г. р.), Григорий (ок. 1662 г. р.), Никита (ок. 1665 г. р.) и Лукьян (1673 г. р.). По отказным книгам также выявлен сын Бориса Мартыновича – Яков.
Исходя из материалов, Якову Борисовичу Стрельникову досталось имение в д. Грызновке, видимо, из тех земель, которые Мартын Афанасьевич получил в 1645 г. Сыновьям Евсея Мартыновича: Арефию, Григорию, Никите и Лукьяну досталось имение в 20 четей (≈ 11 га), видимо, из земель «за Слонским лесом», пожалованных деду в 1644 г.
Несмотря на то, что старшим сыном в семье Евсея Мартыновича был Арефий, имение в селе Сланском размером 20 четей досталось второму сыну – Григорию. Возможно, Арефий был слабого здоровья, поскольку о наличии его потомков ничего не известно.
В разборной книге Лебедянского уезда 1686 г. описан состав семьи Григория Евсеевича, а также имеющееся вооружение и величина имения: «Григорей Евсеев сын Стрельников по ево сказке служит он Великих Государей салдацкую службу со 188 году [1680 г.] поместья за ним в Лебедянском уезде 20 четь, у него брат Арефей, а опричь того детей и братьев и свойственников и крестьян и угодей нет. Ружья у нево казеннова да бердыш. Окладчики и городом скозали то ж что и в скаске ево писано»
Как можем видеть, Григорий Стрельников к 1686 г. был главой семьи (т. е. отца уже не было в живых). Служил Великих государей службу с 1680 г. (т. к. во время переписи на троне царствовали сразу трое «Великих государей»: старший царь Иван V, младший царь Пётр I и регент – их родная сестра царевна Софья Алексеевна). Имел на вооружении казённое ружье (пищаль) и бердыш (видимо, собственный).
При этом в своей «сказке» Григорий Евсеевич утаил почти всех родственников мужского пола, включая братьев и сыновей, что было обычным делом при переписях, проводимых государевыми людьми.
Как стало известно из других документов, в разборную книгу не попали два младших брата – Никита и Лукьян (1673 г. р.) Евсеевичи, а также один из младших сыновей – Максим Григорьевич (1685 г. р.), которые в 1698 г. отселились в с. Большой Избердей Сокольского уезда.
Обычно переезд служилых людей с насиженного места осуществлялся в связи с желанием младших сыновей из большой семьи обрести собственные земельные наделы и самостоятельность. Как правило, глава хозяйства помогал родне «выделиться» из семьи, предоставляя коней, волов, подводы, сельхозорудия и инструмент, запас зерна и продуктов на первое время.
Формально главой семьи считался Никита Евсеевич, как самый старший из переселенцев. Однако, вероятнее всего, наибольшим достатком и влиянием в новой семье обладал Максим Григорьевич, которому в трудную минуту мог помочь отец, оставшийся в Сланском с большим хозяйством.
Известно, что в селе Сланском Стрельниковы оставались ещё как минимум несколько поколений. Так, в переписные 1722-27 гг. «книги имянные для збору подушных денег Елецкой правинцы города Лебедяни и уезду каликое число написано по поданным скаскам и при свидетельстве явилось мужеска полу душ» в «Аднодворцы» села Сланское занесены записи несколько Стрельниковых [РГАДА ф.350, о.2, д.940, л.1001]. Также, в крепостных книгах 1739 г. [РГАДА ф.615, о.1, кн.5605, л.2] имеется запись: «Лета 1739 г. апреля в 27 день Лебедянского уезду отставные драгуны села Сланского Леонтей Иванов сын да брат ево внучетной села Шовского Петр Иванов сын Стрелниковы продали мы недвижимое свое имение вдове Прасковьи Матвеевой дочери Ивановской жене Силина сына Крюкова что нам подлежало после дяди нашего двоюродного Ерофея Исаева сына Стрелникова, которой дедам нашим Леонтьеву Филипу, а Петрову Захару Ивановым детем Стрелниковым племянник родной, а отцом нашим брат двоюродной, что дано во 160 м году [1652 г.] октября 25 дня Афонасью Степанову сыну Аксенову с товарыщи, в том числе и ему дяди нашему».
Указанные отставные драгуны показаны на генеалогическом древе (см. выше) как потомки Ивана Автомоновича Стрельникова, который также получил имение в Сланском в 1644 г., что, впрочем, пока не имеет документального подтверждения. Возможно, в селе остались и потомки Григория Евсеевича Стрельникова.
По крайней мере, в ранее уже цитируемой книге «Страницы истории села Сланского» приводятся сведения о селянах XX в., среди которых: заслуженный учитель РСФСР Людмила Ивановна Стрельникова и Иван Иванович Стрельников, награждённый орденом «Красной Звезды» и «Знаком Почёта».
Также пока остаётся открытым вопрос происхождения пращуров Афанасия и Автомона Стрельниковых. Но есть надежда, что подтвердить или опровергнуть гипотезы и найти ответы ещё представится возможность в ходе дальнейших результатов полевых и архивных исследований в рамках нашего фамильного генеалогического проекта.
В следующей части нашего повествования подробнее остановимся на истории Стрельниковых выделившихся из семьи Григория Евсеевича и отселившихся в Большой Избердей Сокольского уезда.
Сергей Росновский
Продолжение:
• «Воронежские Стрельниковы: Большой Избердей»